2d   Одной из самых интересных достопримечательностей Кронштадта является уникальная гидротехническая система петровского дока или как ещё его называют док-канал.

   История создания этой системы берёт своё начало в начале XVII века. В те годы

   Россия встает на  путь перемен. После Великого посольства, Император Петр I находясь под впечатлением европейского прогресса, задумывает строительство до селе невиданного судоремонтного сооружения. По его плану остров Котлин должны были перерезать четыре судоходных канала. Два вдоль острова и два поперёк. Каналы эти в плане пересекаются в восточной части острова, где по замыслу самодержца предполагалось разместить громадный водоём с пятью судоремонтными эллингами. Изюминкой этого проекта   должна была стать высокая арка, над которой размещалась бы башня маяка.

   К реализации этой идеи приступили в 1719 году, но сбыться ей было не суждено. В то время остров Котлин был одной большой стройплощадкой. Стоит сказать, что  одновременно тут трудились тысячи человек, не стал исключением и петровский док. Для того чтобы освободить место для строительства потребовалось перенести более 140 домов уже построенных на этой территории. Достаточно быстро работы происходили до 1725 года. Но со смертью главного вдохновителя проекта, работы постепенно прекратились. Котлован со временем заполнила вода, а по берегам вырос камыш.

   К идее завершение проекта вернулись лишь в правление Анны Иоанновны. Тогда по повелению императрицы за дело взялся  И. фон Люберас –военный Инженер-строитель, один из сподвижников Императора Петра I. Этот труд стал делом его всей жизни.

4d 3d

   И. фон Люберас переработал старый проект. По его замыслу  док должен был включать себя подходной усть-канал, 4 камеры для ремонта судов, овраг, по которому вода спускалась ниже и бассейн, где должна была скапливаться вся спущенная из дока.(рассчитан этот бассейн был на два объёма камер дока).  По расчётам инженеров-строителей вода из дока полностью спускалась бы за 24 часа. В то время европейские доки осушались за несколько недель. Это было очень важно, ведь в нашем климате лето короткое и терять время на откачку воды было-бы не целесообразно.

   Надо отметить что строительство такой грандиозной самотёчной системы для того времени  было очень сложной задачей. Весь грунт, извлечённый из котлована развозился по близлежащим территориям, именно так в южной части Кронштадта появилось то место, где сейчас располагается Петровский парк. Много труда доставлял подрыв гранитных валунов, найденных на месте проведения работ, а так же откачка грунтовых вод.  По мере продвижения возводились мощные стены канала и доковых камер. Наконец в 1751 году всё было готово к приёму кораблей, но открыли его через год.

   По случаю такого знаменательного события, на стенках канала построили вместительные трибуны для гостей а на устоях усть-канала разместили деревянные пирамиды, на одной зи которых было написано «Зело являет каков был труд»  и 28 июня 1752 года под ликование присутствующих 100 пушечный линейный корабль зашел в док. Вскоре после сдачи дока умер его второй главный строитель Иван фон Люберас. В те годы поговаривали, что сердце старика не выдержало переживаний связанных с завершением работ.

   Изначально водоотлив из докового бассейна производился с помощью ветряных мельниц и конных машин. В 1774 году для этих целей стали использовать паровую машину, привезенную из Шотландии.

   Прошло без малого 100 лет. Флот изменился, появлялись новые корабли,  а сооружения обветшали, по этому,  в 1858 году начался капитальный ремонт, после которого док функционировал до начала XXI века. В наше док- канал открыт для посещения, и поверьте мне это стоит увидеть!

5d