2   В 1911 году на верфи в Санкт-Петербурге был спущен на воду линейный корабль «Петропавловск». Тогда не кто не мог и подумать, что история этого корабля станет примером мужества, и непревзойденного героизма. Главный калибр линкора  составляли двенадцать 305 мм орудий, на тот момент признанных лучшими в мире. Интенсивность огня составляла приблизительно 25 тонн в минуту с начальной скоростью снаряда 762 метра в секунду.

   Вооружение стало его сильной стороной. Но, к сожалению не обошлось и без явных минусов. Корабли такого типа имели малый запас хода и слабое, хоть и обширное по площади бронирование. Ставились под сомнения и мореходные качества. Первые боевые действия линкор вел в годы первой мировой войны, принимал участия в знаменитом «ледовом переходе» из Гельсинкфорса в Кронштадт. В 1919 году в паре с эсминцем Азард  принял участие в морском сражении. Азард вошел в контакт с группой из семи английских эсминцев и вывел их на Петропавловск, под ударами линкора англичане вынуждены были отступить.  Уже через несколько месяцев корабль открыл огонь по береговым батареям Серая лошадь и Красная горка которые  на тот момент были охвачены контрреволюционным мятежом.

03 04

   В 1921 году линкор вновь оказался в гуще событий. Команда корабля принимала активное участие в Кронштадтском мятеже. В ходе штурма крепости линкор получил не значительные повреждения. После подавления восстания Петропавловск был переименован в честь вождя французской революции Жана Поля Марата и получил название «Марат».

   В 1936 году линкор подвергся модернизации. Были исправлены многие недочёты, в том числе увеличилась дальность хода и мощность силовой установки. Самыми героическими страницами в истории этого корабля стали годы Великой отечественной Войны.  Принимая в расчёт значимость линкора в обороне осажденного Ленинграда, германские войска прилагали максимум усилий для уничтожения «колоса».

   Постоянные массированные налёты авиации в конечном результате привели к катастрофе. 18 сентября на рейде Кронштадта при поддержке артиллерийских батарей «Марат» атаковали 27 самолётов противника, получив повреждения, корабль ушел в Кронштадт. 23 сентября 1941 он находился в средней гавани, в районе усть-рогатки.  В этот день во время очередного налёта, авиационная бронебойно фугасная бомба массой 1000 килограмм пробила палубу корабля под башней №1, разорвавшись в пороховом погребе. В следствии чего носовую часть линкора отрывает от корпуса, гибнет 326 человек  экипажа.

   Борьба за живучесть не приносит результатов, приняв 10000 тонн воды «Марат» ложится на грунт. Оценив ситуацию, командование принимает решение использовать линкор как плавбатарею. Последовательно осушаются отсеки корабля и вводятся в строй три уцелевшие орудийные башни. Для усиления бронирования на палубу укладывают гранитные блоки, снятые с набережных Кронштадта. До прорыва блокады Ленинграда линкор принимал участия в боевых действиях.

   После окончания Великой Отечественной войны был переименован в «Волхов» и использовался в качестве учебного не самоходного судна.  Существовал проект реконструкции линкора, но в связи с предполагаемыми огромными затратами не был реализован. В 1959 году корабль был разобран и только лишь знаменитые 305 мм пушки ещё долго лежали на стенки средней гавани.